Основной философский принцип, на котором зиждется йога, проста: сознание, тело, дух едины, поэтому не могут восприниматься как отдельные. Но все же существует множество философских идей, возникших в результате осмысления этого единства.

Пять Ям йоги

В начале восьмиступенчатого пути йога, описанного Патанджали, лежат Ямы: моральные, этические, социальные нормы, призванные руководить практикующим йогом. В знаменитых “Йога-сутрах” Патанджали упоминается 5 ям: ахимса — ненасилие, астея  — не присвоение себе чужого (неворовство), сатья — правдивость, брахмачарья —контроль похоти, воздержание, целомудрие до вступления в брак, апариграха — нестяжательство, непривязанность, ненакопительство.

Пять Ниям йоги

Следующая ступень йоги Патанджали – Ниямы. Принципов Ниямы также пять. Они направлены на развитие добродетели: шауча — чистота, как внешняя, так и внутренняя, сантоша — удовлетворённость настоящим,  скромность, оптимизм, тапас —  самодисциплина, старание достичь духовной цели, свадхьяя —  внимательное чтение духовной, научной литературы, ишвара-пранидхана — поклонение Ишваре (Богу) как единственному жизненному идеалу, своей цели.

Закон Кармы

Что посеешь, то и пожнешь – этот этический принцип является центральным для философии йоги. Таков закон Кармы. Карма – это будущие последствия нынешних намерений, мыслей, поведения, действий. Но хотя карма влияет на будущую жизнь, карма – это не судьба. У Вас есть возможность осознанно выбрать, как отреагировать на те события, чей ход определила карма, и таким образом исправить Вашу будущую карму. Это одновременно психологическая и психическая практика, причем умственное отношение считается гораздо более важным, чем физическое деяние.

Причина страданий: Клеши

Будда говорит, что жизнь это страдание. Буддисты, а также древние йоги называют причинами страдания именно клеши. Это страсти, нарушающие концентрацию нашего ума и восприятия, влияющие на то, как мы действуем, думаем, чувствуем. Клеши не только порождают страдание, но привязывают нас к бесконечному циклу рождения и перерождения, не давая нам достичь просветления. Традиционно считается, что клеш 5: страсть, невежество, гордость, зависть, агрессия.


Внутреннее путешествие сквозь Коши

Древние йоги нарисовали карту, чтобы исследовать глубочайшие слои нашего существа, подстегнуть внутреннее путешествие практикующего. Концепция о том, что у человека 5 сущностей, атманов, в одном теле, появилась в древнейшем йоговском тексте Упанишадах. Полторы тысячи лет спустя Адвайта Веданта вместо сущностей стала говорить о кошах, 5 покровах, скрывающих наше подлинное Я (Атман). Коши подобны кожуре луковицы и скрывают от нас нашу подлинную сущность, исполненную блаженства, единства с Универсумом. Йогическая практика – инструмент, позволяющий очистить душу от этих наслоений. Когда мы ясно видим сквозь коши, мы достигаем единства с универсумом.

Мокша, майя

Просветление – это не место. Его не существует на небесах, на земле или в мире духов. Свобода вневременна и не имеет места, она может существовать только сейчас. Мокша – это состояние отсутствия эго, когда Я растворяется, а человек освобождается от всех желаний, от действий и их последствий, обретая единство со всем универсумом. Майя – иллюзии, желания, привязанности, которые не дают нам ощутить это единение.

3 гуны природы

Философия йоги полагает, что вся материя мира возникает из субстрата под названием Пракрити. Из пракрити возникают три гунны: тама (гуна невежества), раджа (гунна страсти), саттва (гуна благости). Гуны на санскрите означает “веревки”. Каждый человек находится под влиянием всех трех гун, но одна из них довлеет над его жизнью.

Веды

Веды считаются одним из самых священных, самых драгоценных текстов Индии. Веды – это собрание священных гимнов, полученных древними ришами (святыми) через божественное откровение. Эти гимны, мантры читались вслух, передавались от поколения к поколению устно задолго до того, как были записаны на пальмовых листьях.

Упанишады

Если Веды считаются самым священным, драгоценным текстом Индии, то Упанишады превратили мудрость Вед в практическое личное учение. “Упанишады” в переводе с санскрита означает “сидеть около”, так что это собрание санскритиских текстов считается непосредственно записанным учениками, сидящими у ног святых.

Бхагавад Гита

Бхагавад Гита – еще один священный текст.  Состоящая из 700 стихов Бхагавад Гита была написана в 3 или 4 веке до нашей эры как часть эпоса Махабхарта. Гита, как ее обычно называют, это диалог между принцем Арджуной и Шри Кришной, колесничим Арджуны, его другом-советником. История начинается со сцены битвы, когда Арджуна просит у Шри Кришны совета.

Хатха Йога Прадипика

То, что называют йогой на Западе – лишь один из путей, называемый Хатха Йогой. Самый древний, наиболее широко используемый текст по физической практике – Хатха Йога Прадипика. Книга была написана в 15 веке нашей эры Свами Сватамарамой. В ней заметно влияние более древних текстов, учений известных гуру, собственной практики Сватамарамы. Цель книги – осветить физическую дисциплину, практику, а также связать ее с более высокими духовными целями Раджа Йоги (медитации).